Психологические защиты и настоящая жизнь — BeingWith

--

Психологические защиты — это чаще неосознаваемые психические процессы, направленные на то, чтобы защитить нас от сложных переживаний. Все психологические защиты — это отличные помощники в адаптации человека к условиям окружающей среды, в том числе очень тяжелым. Например, диссоциация “отключает” человека от травматической ситуации или ситуации, напоминающей травматическую. Отрицание позволяет на время отказаться от осознания неприятной информации. Проекция помогает нам опираться на прошлый опыт, чтобы выстраивать настоящее и будущее. Интроекция позволяет нам усваивать информацию окружающей среды в том виде, в котором она существует без необходимости тратить силы на ее пережевывание и на набивание шишек, а это сильно повышает эффективность. Вытеснение позволяет нам избавиться от каких-либо нежелательных с точки зрения сообщества импульсов, чтобы не быть отвергнутым этим сообществом. Сублимация позволяет направить эту энергию в социально приемлемое русло. Способность к таким сложным формам психологических защит, как интеллектуализация и рационализация позволили нашему обществу так сильно развиться.

Но у психологических защит есть и обратная сторона. Вместе с тем, чтобы защищать нас от тяжелых переживаний, они могут нас начать защищать от жизни в целом. Психологических защит может стать так много, что человек фактически утрачивает способность присутствовать в настоящем моменте и быть в контакте с ним и с другими людьми. Вместо того, чтобы контактировать с настоящим моментом и окружающими людьми в их непосредственной экзистенциальной данности, человек контактирует со своими представлениями, проекциями, мыслями, рационализациями. А чуть что, тут же диссоциирует, “отключаясь” от ситуации. Человек стелет и стелет себе соломку, боясь пораниться (чаще небезосновательно), и не решается сделать смелый шаг навстречу неопределенности. Это похоже на постоянную подготовку к жизни вместо ее проживания.

Все это можно приводить к сильной фрустрации, потому что происходит накопление опыта непрожитой жизни, который подспудно порождает новые неприятные переживания, например, грусть, печаль, страх и т.д. Эти переживания опять-таки не доходят до своей очереди проживания, а изолируются с помощью все тех же психологических защит. Поиск ответов на вопрос “Что делать?” обычно мало, что дает, так как чаще всего человеку предлагается надстроить над уже существующими защитами еще несколько этажей новых. Это, возможно, помогает до какой-то степени, но сильно ситуацию не улучшает, потому что встречи с жизнью так и не происходит. Именно опыт встречи с жизнью и реальным Другим питает человека, награждает его любовью к людям, смыслом и, в конечном счете, приводит к обнаружению и себя настоящего — не того, который защищается, а того, который рискует быть и жить.

В современном мире, в котором так много неопределенности и опасности, рисковать отказываться на какое-то время от своих защит правда может быть очень страшно. Но если перестать рисковать совсем, жизнь станет серой, бессмысленной и одинокой, потому что психологически человек в конечном счете контактирует только с самим собой. И из-за того, что свежий воздух перестает поступать в замкнутую систему, все начинает покрываться плесенью и черстветь. Только выйдя из своей норки, выстроенной из психологических защит, мы можем вдохнуть новую жизнь в наше существование. Но делать это нужно аккуратно, небольшими шажками, чтобы какая-либо из психологических защит (например, диссоциация) не срабатывала автоматически и не портила весь праздник.

Айдар Аминев
Психолог, гештальт-терапевт
Запишитесь ко мне на консультацию

Подписывайтесь на меня в социальных сетях, чтобы не пропустить новые материалы.

Если Вам понравилась эта статья, я буду признателен если Вы поделитесь ею:

Originally published at https://beingwith.ru on February 21, 2021.

--

--

Психолог Айдар Аминев

Психолог, гештальт-терапевт. Я помогу Вам разобраться в себе и в Ваших отношениях с окружающими людьми.